Митрополит Московский Платон Левшин, перейти на главную страницу сайта
 

Летопись Спасо-Вифанского монастыря по материалам Российского государственного архива древних актов. Часть I. 1783 – 1797 гг.

Летопись Спасо-Вифанского монастыря по материалам Российского государственного архива древних актов. Часть I. 1783 - 1797 гг.
Автор: Филимонов К.А.
Летопись монастыря, подготовленная по найденным фрагментам упоминаний Спасо-Вифанского монастыря в архивных документах РГАДА. 

1783 г.

1. Января 13-го 1783 г. последовало «заручное определение» архиепископа Платона (Левшина) о построении на берегу Вяльковских прудов церкви с оградой и кельями, и кладбищем для погребения братии Лавры.

2. Марта 23-го 1783 г. Учрежденный Собор Лавры заключил подряд с крестьянами Федором Соколовым и Никитой Бусыгиным на строительство вчерне церкви при Вяльковских прудах. Подрядчики обязались начать работы в первых числах мая 1783 г.

1. Из «заручного определения архиепископа Платона Учрежденному собору 

Троице-Сергиевой лавры от 13 января 1783 г.:

«В рассуждении знаменитости Лавры и бываемых нередко высочайших во оной присутствий, и в сходственность поставленных на то в других местах учреждений, в Лавре погребаемым быть всякого чина и состояния людям признается непристойно. Почему и надлежит быть для Лавры особенному кладбищу на пристойном месте не в отдалении от Лавры, каковое место за приличное признаем Мы возвышенной берег возле саду Вяльковских прудов, где и полагаем построить пристойную церковь, небольшие кельи с оградою, к построению каковой церкви приступить следующим летом Наше есть намерение и желание.

И для того приготовить материалу на том месте, кирпича старого и нового не меньше четырехсот тысяч, извести тысячу бочек, алебастру восемьсот пуд, камня Белаго на цоколь и на карниз тысячу.

На построение чего и на покупку материалов Мы по усердию к Богу и к Святой обители собственных своих денег назначаем две тысячи рублей. 

А чтоб казначей сим по другим лаврским работам затруднен не был, то ... над производимым строением присмотр, так же записку прихода и расхода препоручаем ризничему и соборному иеромонаху Никанору, да иеромонаху Иоилю, а что все сие происходило порядком, и Учрежденному собору прилежное иметь смотрение». 

2. Из контракта с подрядчиками на строительство церкви близ Вялковских прудов от 23 марта 1783 г.:

«1783 года марта 23 дня Владимирского наместничества Экономического ведомства крестьяне села Порецкого Федор Соколов и села Ославского Никита Бусыгин обязуемся мы Свято-Троицкие Сергиевы лавры Учрежденному собору сего года лете исправить своими работными людьми нижеследующие каменные строения: 

1е, За Лаврою, близ Вяльковских прудов церковь по учиненным и апробированным ... великим господином Преосвященнейшим Платоном ... плану, фасаду и профилю;

7е, все означенные строения производить самою доброю чистою и прочною работою, а именно: под все тех строений стены на фундаменте рвы рыть нашим работникам или каменщикам глубиною до матерой земли, в какой бы то глубине ни было ватерпасно; и вынимаемую изо рвов землю бросать нашим работникам на вымет, а когда по апробации архитектора вырыт будет до матерой земли, тогда оные рвы забучивать бутовым диким камнем и щебнем красным, при чем нам и работникам нашим крайне наблюдать, чтоб бут во рвах укладываем был плотно на извести, и защебеня, и заливать оной прыском довольно с простилкою всякого ряда на извести. Цоколь в церкви делать понаруже из Белаго камня: один ряд класть нетесаной, а два ряда тесанного, а где приказано будет и внутри; в протчей же каменной теске, как на фасаде отмечено; а прочие какие на фасаде имеются украшения из кирпича, то делать так, как приказано будет; и белой камень тесать с пяти сторон по наугольнику, и в дело употреблять на прыску самою чистою работою, чтоб почти швов не видно было... 

8е, в стены же употреблять кирпич в сок, выжимая оной, чтоб выходил наверх с довольною заливкою, и все стены делать по отвесу прямо, и швы в подрез не толстые;

9е, ... теску карнизную тесать из камня или из кирпича самою чистою работою по показанию архитекторскому;

10е, во все вышеписанные строения ставить и полагать готовые железные подставы и в окна решетки, а по стенам и по простенкам на засовах продольные и поперечные связи...

14е, за все оные строения взять нам из казны лаврской денег тысячу сто рублей...

15е, ко оным работам явиться нам с рабочими людьми сего 1783 года мая в первых числах непременно...».

1784 г.

1. Июня 3-го 1784 г. резолюцией архиепископа Платона на докладе ризничего Лавры соборного иеромонаха Никанора приказано было оградить Вифанию плетнем.

2. Cентябрь 1784 г. Завершено строительство колокольни над Святыми вратами.

1. Из доклада ризничего Лавры соборного иеромонаха Никанора архиепископу Платону от 30 мая 1784 г.:

«Словесным Вашего Высокопреосвященства в бытность в Лавре приказанием велено вкруг Вифании по назначенному от Вашего Высокопреосвященства месту загородить плетнем. В силу коего приказания с явившимися охотниками к загорожению оного чинен был торг, и по последней переторжке села Глинкова крестьянин Семен Потапов просит с его кольями, лесом и работою по 12 копеек с сажени...».

2. Из рапорта ризничего, соборного иеромонаха Никанора архиепископу Платону от 27 сентября 1784 г.:

«А как колокольня строением окончана, то и надлежит шпиль, главу и кумпол с отливами, и под колоколами пол, дабы нынешним осенним временем от дождей повредиться не могло, покрыть, от Вашего Высокопреосвященства резолюции не имеем. По мнению же моему из оных шпиль и главу покрыть по деревянным стропилам листовым белым железом в соответствие церковной главы, кумпол же с отливами покрыть в два теса с прикладыванием драни. Того ради Вашему Высокопреосвященству сим всепочтеннейше представляю...».

1785 г.

1. Августа 6-го 1785 г. Архиепископ Платон освятил нижний престол строящейся в Вифании церкви в честь Воскрешения праведного Лазаря.

2. Августа 7-го 1785 г. Архиепископ Платон предписал погребать лаврских монашествующих в Вифании.

1. Из книги протоиерея С. Смирнова «Спасо-Вифанский монастырь». М.,1889 г.:

 «В 1783 же году церковь была готова вчерне: в следующем году стены росписаны живописцем Илиею Никифоровым, но иконостас, заказанный Платоном в Москве, еще не был готов, и Платон приказал на время взять для новаго храма старый иконостас, престол и жертвенник из Лаврской Михеевской церкви, и в 1785 году, 6-го Августа, освятил нижний храм воскресения Лазаря».

2. Предписание архиепископа Платона от 7 августа 1785 г.:

«Как уже с помощию Божию на кладбище в Вифании церковь освящена, то, по приписанным в определении о устроении кладбища резонам, отселе более в Лавре никого из братии не погребать, а погребать на оном кладбище, где определенному иеромонаху ныне, по освящении чрез шесть недель, всякий день Божественную литургию совершать. А впредь в среды, пятки, субботы и воскресные, также торжественные, полиелейные и праздничные дни. А в прочие дни часы, притом всякий субботний день, исправлять по братии обители сей панихиды. И, сверх того, когда уже будут там погребаемы, то по совершении панихиды выходить на место погребальное и с литиею. А в ектении поминать тако: «Усопших рабов Божьих братии обители Преподобного Сергия». Когда же кто из умирающих братий окажет по своей вере и усердию для поминовения своей души каковой вклад, о таком особенное чинить поминовение и панихиды с литией на гробе. А сколько времени таковое поминовение продолжать, о том учредить смотря по отказанному его усрдному вкладу». РГАДА. Ф.1204. Оп.1. Д.1323 (1785). Л.2.

Примечание: 6 сентября 1785 г. Учрежденный Собор приказал поминать усопших на кладбище в Вифании «находящемуся при Вифанской церкви иеромонаху Феодориту».

1786 г.

1. Марта 5-го 1786 г. казначей Лавры иеромонах Иоанникий доложил архиепископу Платону о необходимости «сделать в Вифании ограду мерою, кроме башен, на ста тридцати восьми саженях...».

2. Июня 25-го 1786 г. по предписанию архиепископа Платона Учрежденный Собор Лавры определил перенести раку с мощами Преподобного Сергия из Троицкого собора в Вифанскую церковь.

3. Июль 1786 г. Из-за появившихся трещин в сводах нижнего яруса, разобрана возведенная в 1784 г. колокольня.

4. Август 1786 г. Завершилось строительство каменной ограды, конюшни и каретного сарая.

5. Сентября 6-го 1786 г. Верхний престол Вифанской церкви освящен в честь Преображения Господня. 

6. Сентября 12-го 1786 г. Завершилось строительство новой колокольни.

7. Сентябрь 1786 г. По предписанию архиепископа Платона от 4 сентября 1786 г. в Вифании открылась богадельня, рассчитанная на 6 мужчин и 6 женщин.

1. Из доклада казначея Лавры иеромонаха Иоанникия архиепископу Платону от 5 марта 1786 г.:

«Потребно сделать в Вифании ограду мерою, кроме башен, на ста тридцати восьми саженях, для сделания коей, также и по углам четырех башен и под двумя башнями двух погребов и конюшни, явился в Лавре Владимирской округи экономического села Борисовского крестьянин Артемий [Андрей] Петров...». 

2. «Предложение» казначея Лавры, иеромонаха Иоанникия  Учрежденному Собору от 25 июня 1786 г.:

«Данным от Его Высокопреосвященства мне предписанием между прочим велено состоящие в Успенском соборе гроб с медною решеткою поставить в Вифанской церкве, в полатке, в том месте, кое назначено, и за тем гробом образ Сергия Чудотворца, о чем Учрежденному собору сим предлагаю июня 25 дня 1786 года».

«По слушании оного предложения Учрежденным собором определено состоящий в Успенском соборе гроб с медною решеткою и образ перенести в Вифанскую церковь, почему в лаврских ризных книгах отметить перенесенными в Вифанию, а в Вифанские ризные книги внести в опись по надлежащему...».       

3. Из рапорта наместника Лавры иеромонаха Мельхиседека архиепископу Платону от 15 июля 1786 г.:

«Присланным ко мне, наместнику, Вашего Высокопреосвященства предписанием велено обще с казначеем положить ... 2е, О Вифанской колокольне: как по осмотру во оной колокольне во всех четырех неразобранных стенах до имеющихся над воротами сводов оказались по углам по две сквозные разседины, то, хотя и следовало оные разседины пробрать, оставя одни углы, к коим, если пробранные места приделать не будет прочно и может последовать опасность; что же касается до сводов, так же и в тех сводах до перемычек, на которых есть разседины и ненадежны, то и оные архитектор полагает разобрать и впадины в стенах под сводом заделав, сделать свод вновь коробчатый, что и нами признается за нужное. Ученика архитектор обещался прислать вскорости, дав профиль колокольне и наставление, как ему по оному поступать...».

4. Из рапорта казначея Лавры иеромонаха Иоанникия архиепископу Платону о работах в Вифании от 25 августа 1786 г.:

«...башни, конюшня, каретной сарай покрыты...». 

5. Освящение верхнего престола Спасо-Преображенского собора совершилось 6 сентября 1786 г. На освящении присутствовал и получил в награду 5 рублей архитекторский ученик Семен Болдырев, который непосредственно наблюдал за работами в Вифании.                                                   

6. Из контракта с подрядчиками на переделку колокольни от 29 июля 1786 г.:

«1786 года июля 29 дня Владимирского наместничества Экономического ведомства села Сновицкого деревни Зелени крестьянин Иван Исаков и села Сеславского крестьянин же Илья Селезнев, договорились мы Свято Троицкие Сергиевы Лавры с Учрежденным собором в том, чтоб в состоящей за Лаврою в Вифании у разобранной колокольни оставшиеся своды и стены до пят разобрать так, как надлежит, да и притолоки со стоячим кирпичем разобрать же, и сделать вновь в перевязь, и впадины в воротах заделать в перевязь же, и сделать своды коробовые. Вкруг оной колокольни фундамент подбутить на аршин глубиною протии прочего фундамента, а потом сделать по данному и апробированному Его Преосвященством плану и фасаду колокольню. ... Всю оную работу окончить нам, Исакову и Селезневу, сего лета августа к 25 числу непременно, допропорядочно и прочно из лаврских всех материалов...».

Из рапорта Лаврского казначея, иеромонаха Иоанникия 

от 29 сентября 1786 г.:

В рапорте отмечено, что «в силу заключенного контракта колокольня к прописанному срочному числу не отделана, а окончена сентября к 12-му числу...».

                                                                      

7. Предписание архиепископа Платона Учрежденному Собору Лавры  от 4 сентября 1786 г.:

«Для славы Божией и во уповании к себе Божия милосердия, устроена нами при Вифании богадельня для престарелых и бедных, почему и определяем: 1. Содержать во оной богадельне 6 человек мужеска и 6 женска пола, итого 12, в раздельных мужских и женских покоях. 2. На содержание в год, сверх получаемого казенного пятирублевого жалованья, еще от меня на каждого и каждую по 5 руб. выдавать, итого в год 60 руб. 3. Упражнение их первое должно быть, чтоб жить честно, всегда быть в церкви при службе, а притом церкви и тамошнему месту, по возможности своих сил, прислуживать. 4. Ныне определить в показанное число богаделенных мужеска пола, троих находящихся ныне в Вифании, четвертого с Корбухи Прохорова, яко грамоте знающего. Пятого из богадельни лаврской, Алексея Иванова, и Николая Рыбина. Из женщин Прасковью Додину, Феклу Гусеву, Татьяну Котельникову, Афимью ..., Василису Безевскую и Афимью ж Александрову. И им всем на человека на переборку выдать от меня по 25 коп.»

  

1787 г.

1. Июль 1787 г. Первое документально отмеченное пожертвование в Вифанию: Московский 3-й гильдии купец Иван Евдокимович Костин дал вкладом 100 руб. для поминовения родных. 

2. Июль 1787 г. в Вифании завершено вчерне строительство каменных гостиных келей по образцу построенного ранее 1-го этажа настоятельских покоев.

3. 1787 г. Завершилось строительство и обустройство Вифанской пустыни.

    Сентябрь 1787 г. При Вифании на Ершевском пруду началось строительство мельницы о трех поставах.

1. «Московский третьей гильдии купец Иван Евдокимов Костин дал в Вифанию вкладу 100 рублей для поминовения своих родителей. А поминать:

О здравии: Иоанна, Евдокима, Евдокии, Иоанна, Анастасии, Димитрия, Акилину, Параскевию.

Заупокой: Константина, Василия, Даниила, Антониду, Анну, Иакова, Романа, Марфу, Параскевию, Стефана, иерея Димитрия, иерея Прохора, младенцев Тихона, Андрея, Герасима, Евдокеи, Марфу, Наталию, Никиту, Марию». 

2. Из прошения в Учрежденный Собор 

Владимирского наместничества экономического села Сновицкого деревни Зелени 

крестьянина Иван Исакова и села Сеславского крестьянина Ильи Селезнева

от 17 июля 1787 г.:

«По заключенному в Учрежденном Соборе контракту [от 12 марта 1787 г.] договорено сделать нам в Вифании с приезду от Лавры на левой стороне в соответствие сделанных настоятельских покоев каменные гостиные кельи по апробированным плану и фасаду, всходственность нижнего настоятельских келий этажа ... и в силу оного контракта нами в Вифании гостиные кельи сделаны».

3. «Окончательное устройство Вифании последовало в 1787 году, но она не была еще самостоятельною обителью, а именовалась пустынею, и приписана была к Лавре.

Смирнов С. Спасо-Вифанский монастырь. М., 1889. С.6.

1788 г.

1. Сентябрь 1788 г. Архимандрит Платон приказал в Вифании царские панихиды служить не помесячно, а в определенные Святейшим Синодом дни.

1. В связи со спором, возникшим между монашествующими в Вифании о времени служения царских панихид архимандрит Платон распорядился: «Велеть исправлять по числам панихиды, ибо в Вифании не деревня, где попам за работою велено помесячно исправлять; а они [в Вифании] ничего не делают: и для того [иеромонаха Иакова] оштрафовать 50-ю поклонами, а иеродиакона [Виссариона] 30-ю, и велеть отправлять панихиду».                                                                    

1789 - 1790 гг.

1. 1789 - 1790 гг. составлены первые списки лаврских монашествующих в Вифании.

1. 

Список 1789 г.:

Список 1790 г.:

Иеромонах Иаков

Иеродиакон Виссарион

 

Иеромонах Иаков

Иеродиакон Виссарион

Белый священник Андрей Федоров

 

Примечание: Андрей Федоров, священник Георгиевской церкви села Мартемьянова Звенигородского уезда, в декабре 1786 г. был определен в богадельню при Вифании сверх штата с условием «исправлять церковническую должность» и с жалованьем по 10-ти руб. в год из средств самого митрополита Платона.

1790 г.

1. Сентября 11-го 1790 г. Учрежденный Собор приказал для прекращения ссор в Вифании собирать деньги за требы в запечатанную казенной печатью кружку.

1. Определение Учрежденного Собора от 11 Сентября 1790 г.:

«Свято Троицкие Сергиевы Лавры в Учрежденном Соборе определено в Вифании для прекращения ссор в доходах собирать деньги за всякие требы в кружку, которую и запечатать казенною печатью, и чрез четыре месяца о разделе оной докладывать отцу наместнику. И дабы при сборе денег отдалить всякое подозрение, то получаемые деньги за требы отнюдь в карманы иеромонаху не класть и принимать от богомольцев на тарелку, и с оной класть при других в запечатанную кружку. Исие определение иеромонаху Иакову и иеродиакону Виссариону объявить с подпискою».

Примечание: 11 сентября 1790 г. под соборным определением были поставлены подписи иеромонаха Иакова и иеродиакона Виссариона. 

1794 г.

1. Января 2-го 1794 г. Митрополит Платон пожертвовал 10000 руб. на содержание «Вифании новоустроенной». Деньги были положены в сохранную казну Императорского Московского воспитательного дома с получением ежегодно 500 руб. процентной суммы.

2. Апрель 1794 г. Князь Иван Дмитриевич Трубецкой «по усердию к Вифанской обители» пожертвовал в ее пользу 1000 руб. для поминовения родных.

1. Объявление митрополита Платона в Императорский воспитательный дом от 31 декабря 1793 г.; подано 2 января 1794 г.:

«В силу учреждения Сохранной казны, взношу я во оную собственных моих денег государственными ассигнациями десять тысяч рублей, на всегдашнее обращение из пяти процентов неперед каждого года по день кончины моей, на содержание Вифании новоустроенной и состоящей при Свято Троицкой Сергиевой Лавре, производя оные мне или кому от меня доверено будет по объявлении копии с билета. А после кончины моей получать те же проценты на ту же Вифанию Троицкой Лавре. Когда же мне или по смерти моей Троицкой Лавре заблагорассуждено будет оную сумму всю десять тысяч рублей возвратить, то бы безотрицательно, по объявлении о том наперед за полгода, мне или после меня Троицкой Лавре вся та сумма возвращена была.

Ежели случится каковая Воспитательного дома отмена, то оная вся сумма мне или после меня Троицкой Лавре возвратится без всякого затруднения. Сие объявление подать, деньги взнесть, билет получить и в нем расписаться верю Знаменскому игумену Ираклию. 

Платон, Митрополит Московский.

1793 года декабря 31 дня».                                 

Дополнение: 23 октября 1794 г. митрополит Платон приказал Учрежденному Собору Лавры, чтобы по его кончине процентные деньги с вложенного им в Воспитательный дом капитала будущему настоятелю Лавры «употреблять единственно на Вифанию, на церковные потребы, на поправки в Вифании всякого строения, и на содержание тамо служащих и богаделенных...».                                                                             

2. Из доклада Учрежденного Собора Лавры митрополиту Платону  от 5 апреля 1794 г.:

«Сего Апреля 5 дня 1794 года получено в Учрежденном Соборе при письме от Его Сиятельства князь Ивана Дмитриевича Трубецкого по усердию к Вифанской обители для поминовения его фамилии родителей денег тысяча рублей; при чем приложена и пометца. Того ради Вашему Высокопреосвященству Учрежденный Собор сим всенижайше представляя, куда оные тысячу рублей соблаговолено будет употребить, испрашивает архипастырской резолюции».

Резолюция митрополита Платона: «С начала будущего 1795 года взнести сии деньги в [Императорский Московский] Воспитательный дом  с получением наперед указных процентов, которые и всегда требовать в начале года в Лавру. А получив таковые процентные деньги, Собору учинить следующее: 1) из 50-ти руб. процентных 25 руб. оставлять в Лавре и внести род князя Трубецкого в кормовую книгу под нашим смотрением; и совершать ежегодно апреля 5 дня соборную по сем роде панихиду и на литургии поминовение, и в тот день ставить братии корм, употребляя ... из показанных 25-ти руб. десять рублей, а 15 руб. причислять к церковной сумме. 2) из показанных денег другие 25 руб. отдавать в Вифанию, куда и памятцу сообщить, чтоб каждый день на проскомидии и на ектениях оный род поминаем был, а из денег - 1  руб. тамо служащим иеромонаху и другим монахам, какие там будут, 5 руб. на богадельни, а 10 руб. на церковные потребы».                                           

1797 г.

1. Апреля 23-го 1797 г. Император Павел I посетил Вифанию.

2. Мая 1-го 1797 г. Император Павел I именным Указом Святейшему Правительствующему Синоду повелел учредить Вифанию штатным монастырем 2-го класса, принадлежащим Лавре, а наместникам последней быть настоятелями Вифанского монастыря. Тот же Указ повелевал отвести Вифанскому монастырю необходимые для его существования земельные угодья из казенных дач и учредить при Вифании Духовную семинарию.

3. Июля 5-го 1797 г.  Император Павел I утвердил земельные угодья Вифанского монастыря.

4. Августа 6-го 1797 г. Митрополит Платон посвятил лаврского наместника иеромонаха Назария в Вифанского архимандрита. 

5. Августа 25-го 1797 г. Митрополит Платон приказал именовать Вифанию Спасовифанским училищным монастырем.

1. Из книги протоиерея С. Смирнова «Спасо-Вифанский монастырь». М.,1889г.:

В 1797 году Император Павел после своего коронования вместе с Императрицею и со всею фамилиею 23 Апреля посетил Троицкую Лавру и изъявил желание посетить на другой день и Вифанию и там обедать. Не сделав предварительных  приготовлений к приему Высокаго гостя, Платон  представил Императору, что "в Вифании покои малы и приуготовления никакого для стола там не сделано". Но Государь сказал на это, что "хо тя в уголку, но там будет обедать". Отслушав молебен и литургию в Троицком Соборе, Государь поехал в Вифанию, и встречен был в воротах Митрополитом. Рассказ об этом примечательном посещении Вифании Императором Павлом передадим словами самого Митрополита Платона: "Государь был в большой церкви и изволил хвалить, потом в домовой, которая ему еще больше понравилась, и хотел у себя такую сделать. Потом и покои (келлии Митрополита) изволил похвалять и говорил: вот как тесны у тебя покои: на что более? (...) Потом пошли к столу... . Государь был весел и весь стол проговорил с митрополитом, а между тем семинаристы троицкие разные читали разговоры из Географии, из Истории, из Философии и прочаго, что Государю весьма было угодно, и семинаристов целовал. (...) После стола скоро изволил отправиться в Лавру, и оттоле в Москву".

2. Из Указа императора Павла I  Святейшему Правительствующему Синоду от 1 мая 1797 г.:

«...быв самовидцем благолепия и устройства, какое введено преосвященным митрополитом московским Платоном в обитаемой им Вифании, и отдавая справедливость трудам его в славу Богу и на пользу Церкви подъемлемым, всемилостивейшее повелеваем: первое, учредить в Вифании второклассный монастырь с таковым положением и содержанием, каковое для прочих второго класса мужеских монастырей по изданным штатам определено; второе, сему новоучрежденному монастырю считаться в соединении с Святотроицкою Сергиевою Лаврою и до оной надлежащим; и потому наместники той Лавры да будут навсегда архимандритами монастыря Вифании; третье, монастырю и архимандриту его зависеть производством и всем управлением от митрополита Московского, яко хозяина Вифании, почему и деньги на означенный монастырь по штату следующие отдавать в полное его распоряжение вместе с суммою на Лавру отпускаемую без всякого в ней отчета; четвертое, для вящего распространения преподаваемого в семинарии Троицкой Лавры учения, которого полезные успехи мы сам видели, учредить в Вифании таковую же семинарию в числе ста человек учеников, на содержание коих пищею, одеждою и прочим, також на жалованье учителям, на потребных к тому служителей, на книги, дрова, свечи и почее производить ежегодно по четыре тысячи рублей; пятое, на построение училища и покоев для житья учеников и учителей отпустить тридцать тысяч рублей в три года, по равным частям, начиная с нынешнего; шестое, ко вновь устрояемому монастырю в Вифании назначить потребное число десятин сенокосной и лесной земли по способности и близости из дач казенного ведомства».

3. Из именного императорского Указа  Святейшему Правительствующему Синоду от 5 июля 1797 г.:

«... согласно представленному Нам назначению от Московского митрополита Платона о отдаче к вновь устрояемому монастырю Вифании пятисот тридцати трех десятин и двух сот тридцати шести сажен удобной и неудобной земли в урочищах в росписи при сем прилагаемой значущихся, повелеваем: таковое число сих земель во владение монастыря отвесть; вместо же рыбных ловель, каждому монастырю жалуемых, участок покоса и казенную мельницу, Махрищскому монастырю отдаваемые по семнадцати рублей на год, из оброчных статей исключить с тем, дабы то число, каковое при сем отводе монастырю земель отойдет от крестьян казенного ведомства, вознаграждено им было из других прилежащих к селениям их казенных пустопорозжих земель...».

Дополнение: «Роспись землям назначаемым вновь устрояемому монастырю Вифании по представлению плана митрополита Московского:

 

 

десятин

сажен

1

Московской губернии Дмитровской округи находящейся поблизости монастыря Вифании прилежащей к селению называемому Троицкая слобода земли назначаемой под усадьбу - 

80

1154

2

Лесу называемого Усовскою новочисткою -

31

1978

3

Лесу называемого Исаковскою рощею -

320

1340

В Владимирской губернии Переславль Залеской округи лесу называемого Кокуевские десятины Воскресенского прихода экономических крестьян -

100

564

 

Во всех же сих местах всей земли удобной и неудобной -

533

236

 

На подлинном подписано собственною Его Императорского Величества рукою тако: ПАВЕЛ».                                                       

4. Определение митрополита Платона Учрежденному Собору Лавры от 7 августа 1797 г.:

«Учрежденному Собору дается знать, что Лавры наместник иеромонах Назарий в силу именного Его Императорского Величества Указа, состоявшегося сего года мая 1-го дня, произведен нами во Архимандрита в монастырь Вифании сего 1797 года августа 6-го дня в том же монастыре во храме Преображения Господня. 

И ему, архимандриту, именоваться впредь наместником Троицкой Сергиевой Лавры и второклассного Вифанского монастыря архимандритом. Мантию носить ему камлотную, но с крижалями зеленого бархату, с окладкою серебряного позумента, каковую мантию и сшить ризничему на счет Вифании, чтоб она всегда была казенною Вифанскою, и служить на ковре.

А как штатная сумма по оному ж Высочайшему указу поручена в полное наше распоряжение, то ему, архимандриту, сверх наместничьего жалованья и всего принадлежащего наместнику Лавры, получать в Вифании по 200 руб. в год, кои ему с произведения его с 6-го августа и получить по расчету. 

А казначейскую в Вифании должность править впредь до указу Троицкой Лавры казначею иеромонаху Георгию, за что и получать ему сверх жалованья казначейского и всего принадлежащего ему в Лавре в год по 100 руб., кои ему и получить сего года августа с 6-го числа по расчету».                                   

5. Собственноручная записка митрополита Платона от 25 августа 1797 г.: 

«Вифанский монастырь впредь именовать, где подлежит, Спасовифанским училищным монастырем. А в нашей титле после сего, «Святотроицкие Сергиевы Лавры Священно Архимандриту», где подлежит писать: «и Главному Спасовифанского Училищного монастыря Начальнику».                          

1852 г.

Из Показания Московской епархии Дмитровского уезда деревни Талиц  вдовы Натальи Алексеевой:

«Московской епархии Дмитровского уезда деревни Талиц вдова Наталья Алексеева объявила лично, что по неисповедимым судьбам еще в 1849 году имела сильное расслабление в голове и опухоль на лице, и эта болезнь продолжалась более трех месяцев и столь была опасна, что врачи лечить оную совершенно отказались. Я, будучи в совершенном смущении духа, решилась искать себе помощи у Премилосердного Бога и Его Святых Угодников. Бог, видя мое жалостное стенание, показал мне Врача Угодника Своего Московского Митрополита Платона, который мне троекратно являлся в сонном видении говорящим следующие слова: «иди в Вифанию и получишь облегчение от болезни». Я, с большим трудом достигши Вифании, отслужила по нем панихиду в знак благодарности, и в скором времени почувствовала совершенное облегчение. 

Потом во второй раз в сем 1852 году постигла меня болезнь: сделалось сильное расслабление во всем теле так, что я решительно ничего не могла чувствовать в продолжении шести недель. По прошествии оного времени, лишь только я пришла в чувство, призвала себе на помощь Митрополита Платона, и одно воспоминание имени Митрополита Платона облегчило мою болезнь. Чувствуя совершенное облегчение, я вторично благодарила своего Покровителя и Исцелителя. Совершившееся надомною Богоугодное действие я лично объявила Казначею и Братии.                  Октября 19 дня 1852 года.

Показание вместо означенной крестьянки Натальи Алексеевой по ее личному прошению, по неумению ее писать, росписался Калязинского уезда господина Ламакина деревни Кольтина крестьянин Петр Иванов Ламакин».

Показание заверено: Вифанским казначеем соборным иеромонахом Вениамином, духовником иеромонахом Евгением, ризничим иеромонахом Серафимом, иеромонахами Флавианом, Илларионом, Феодоритом.

 
© АНО "ЦИТ МДА" Богослов.Ru, 2009
© Сделано в Stack Group, 2009